дюгема—куайна тезис

дюгема—куайна тезис
        ДЮГЕМА—КУАЙНА ТЕЗИС — утверждение о том, что научная теория не представляет собой изолированную систему высказываний, а связана с обширным «фоновым» знанием и потому всегда может быть «спасена» от опровержения, если произвести соответствующие изменения в этом «фоне». Пусть, напр., предложение наблюдения О логически выводимо из конъюнкции Т & ...&Т. &... &Тп &/&.../....&/п, где Т. — теория,/ — граничное условие ее применимости; но наблюдается Oi, из чего следует отрицание О. По правилу вывода modus tollens следует считать ложной конъюнкцию посылок вывода. Можно попытаться восстановить истинность вывода, заменяя любую из посылок, составляющих эту конъюнкцию. Поскольку число таких посылок практически неограниченно, подобное «восстановление» истинности может продолжаться как угодно долго. Таким образом, научная теория «бессмертна», по крайней мере, до тех пор, пока ученые хотят этого бессмертия. Это методологическое наблюдение У Куайна, высказанное им в книге «С логической точки зрения» («From a Logical Point of View », 1953), перекликается с предположением П. Дюгема о предзаданности суждений о мире теоретическим контекстом, в котором эти суждения возникают (1906). Согласно Дюгему, эмпирические данные — это конструкты, формируемые теоретической системой, и потому нельзя считать, что какой-то отдельный фрагмент этой системы может быть опровергнут ссылкой на факты или на результаты наблюдений. Однако Дюгем был далек от того, чтобы считать равноценными (равно «неопровержимыми») любые теоретические контексты; в конечном счете, именно правильный выбор теории обеспечивает приближение научного знания к реальности за счет повышения адекватности научных описаний естественных явлений. Куайн придерживался более сильной трактовки этого предположения: рациональная реконструкция роста знания невозможна, поскольку нет однозначных правил выбора из теоретических альтернатив. Эта трактовка была поддержана постпозитивистами «исторического направления», ссылавшимися на Д.—К. т. как на один из своих источников (см. Постпозитивизм). В то же время против «сильной интерпретации» этого тезиса выступили «критические рационалисты», поддерживавшие идею рациональной реконструкции истории науки и принципы нормативной эпистемологии. С точки зрения И. Лакатоса, изменение теоретических посылок оправдано, если оно ведет к прогрессивному сдвигу проблем, т. е. к увеличению эмпирического содержания теории; поэтому «неопровержимость» теории, которую утверждает Д.—К. т. — это условие «негативной эвристики» (см. Эвристика положительная и отрицательная), работающей в рамках научно-исследовательской программы, но не свидетельство иррациональности и произвольности выбора теории, совершаемого учеными.
        Д.—К. т. может быть инкорпорирован в различные философско-методологические и историко-научные концепции, в зависимости от его интерпретации. В этом сказывается неоднозначность эпистемологической идеи о зависимости наблюдений от теоретических интерпретаций («теоретической нагруженности» фактов): она может рассматриваться как аргумент в пользу релятивизма, но в то же время ее можно считать методологическим вызовом, а ответить способна «гибкая теория научной рациональности», поиск которой составляет содержание современной философии науки.
        В.Н. Порус

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "дюгема—куайна тезис" в других словарях:

  • ДЮЭМА (ДЮГЕМА) - КУАЙНА ТЕЗИС — объясняет особенности взаимоотношения научной теории и опыта. Первоначально этот тезис был сформулирован Дюэмом, согласно которому развитая (математизированная) физическая теория имеет системный характер, а ее отдельные положения получают… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ТЕЗИС ДЮГЕМА-КУАЙНА — (Duhem Quine thesis) точка зрения французского философа науки Пьера Дюгема (1861 1916) и американского логика Уилларда Куайна (1908 ), согласно которой наука состоит из сложной сети суждений, понятий, гипотез и теорий, оцениваемых в целом без… …   Большой толковый социологический словарь

  • холизм —         ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • эксперимент решающий —         ЭКСПЕРИМЕНТ РЕШАЮЩИЙ (лат. experimentum cruces «опыт креста» или «перекрестка») эксперимент, результат которого разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы. Ф. Бэкон рассматривал Э …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Две догмы эмпиризма —         «ДВЕ ДОГМЫ ЭМПИРИЗМА» статья американского логика и философа У Куайна, знаменующая переход в его творчестве от чисто логических исследований в области обоснования математики и теории множеств к созданию собственной оригинальной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… …   Философская энциклопедия

  • истина —         ИСТИНА категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно конструктивную разработку критериев совершенства и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АНТИНОМИЯ — (от греч. antinomia противоречие в законе) рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «Лжеца» парадокс. Наибольшую известность из… …   Философская энциклопедия

  • ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ —     ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ методологическая процедура, направленная в идеале на признание теории истинной или по крайней мере достаточно обоснованной для того, чтобы включить ее в состав признаваемого научным сообществом научного знания. В зависимости …   Философская энциклопедия

  • оправдание теории —         ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ методологическая процедура, направленная в идеале на признание теории истинной или, по крайней мере, достаточно обоснованной для того, чтобы включить ее в состав признаваемого научным сообществом научного знания. В… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»